November 13th, 2020

поумнеть

химия, счет

я тут опять заморочился гидропоникой.
докупил реактивов-удобрений аж рублей на пицот.
итого, хватит на несколько тонн(!) гидропонического раствора.
а потом, если вдруг не хватит, еще докуплю то, что кончилось.

не всегда удается купить то, что нужно. иногда покупаешь то, из чего можно синтезировать то, что нужно.
как пример, сходу не нашел магниевую селитру (нитрат магния), но зато со скрипом нашел сульфат магния и запросто нашел нитрат кальция.

а теперь, собственно, суть вопроса:
есть реакция типа Ca(NO3)2 + MgSO4 = Mg(NO3)2 + CaSO4(в осадок)
нужно и раздельно растворить исходные компоненты, и чтоб нужный компонент тоже остался в растворе.
нужно получить, например, 100г нитрата магния.

ничего сложного, просто гора тупой арифметики. тупой и унылой.
любопытно, есть ли какой-нибудь типа маткад-опенскад но для такого типа расчетов, чтоб тупо подбирал, подставлял константы из справочников и проводил простейшие расчеты?

на каждый чих лезть в никольского (OCR, без поиска), потом заводить в оокалк табличку и вбивать туда тупой пересчет -- оно как-то малоинтересно.
поумнеть

химия-химия

нитрат магния в ближайших магазинах отсутствует.
в более далёких - стОит не очень разумных денег плюс дорога или доставка.

как итог, посидел с экселем и Никольским и посчитал арифметику.

вышло примерно так:
221 г Ca(NO3)2 + 161 г Н2О = раствор1 в 400мл+ емкости
162 г MgSO4 + 440 г Н2О = раствор2 в литровой+(!) емкости
растворить отдельно в теплой-горячей воде, выматериться, подождать час, слить с осадка-мусора.
оба раствора должны быть абсолютно прозрачны, без мути.

тщательно раскрутить-замешать бОльший раствор в бОльшей емкости, приливать мЕньший раствор, мешать в процессе и, на всяк случай, еще минуту.

из раствора выпадает гипс в виде "уже отвердевшего" кристаллогидрата. в принципе, можно аккуратно превратить в чистейший алебастр если аккуратно прокалить при правильной температуре. в растворе остается отлично растворимый нитрат магния, он же магниевая селитра. это вещество нужно для гидропоники. а гидропоника - это такое выращивание растений, когда все параметры под контролем: не обязательно растить растения в рассоле, можно держать их в нейтральном грунте, чуть пропитанном раствором, и аккуратно корректировать состав раствора так, чтоб растению было ващще идеально, а не типа-средненько, как в какой попало почве.
поумнеть

Антоцианы, промежуточные выводы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Антоцианы
https://en.wikipedia.org/wiki/Anthocyanin

Взял лепестки от примерно полусотни итого роз, насыщенно-фиолетовых.

1. смешал с водой 1-к-1, настоял сутки с антисептиком, отжал. залил еще 1-к-1 водой с антисептиком, отжал. -- получилась вытяжка. оптимум примерно 2-3 раза, примерно 1-к-1.. 1-к-3 по весу -- пожамканные лепестки под слоем воды, не очень торчат.

2. первые один-два отжима - насыщенный раствор, дальше отжимать стОит только если сырьё дорогое, а работа дешевая.

3. если тупо сушить на плитке, то вместо красненького красивенького комплекса будет бурая хрень

4. при сушке оно вкусно пахнет сладеньким

5. если налить эту жижу слоем примерно 3мм и сушить при примерно 90-100ц примерно 4 часа - выходит красивое фиолетовое "стекло". это стекло можно отковырять от "аквариума"(*) любым аналогом стамески

6. по первичным прикидкам, этот пигмент круто реагирует на кислотность-рН, но очень погано выделяется и нифига не растворим в спирте-ацетоне-итп.

7. по слухам, сходные по виду пигменты из фиолетовой капусты - куул, круто, стойки, растворимы во всём в чём надо. тоже попробую.

8. и да, если пигмент растворить в воде, то его быстро сожрут бактерии, грибы, археи и прочие микробы. это неприятно и неинтересно, интересно если пигмент хранится совсем сухой, и/или растворим в чем-нибудь типа этанола-изопропанола-ацетона, чтоб бактериям там было плохо.

*) емкость примерно 15х15х3 см, где 3см - высота.